О «башкирах» мензелинских аулов

Шакиров Р.К.

В 2009 году вышла книга А. З. Асфандиярова «Аулы мензелинских башкир». После ее прочтения у меня осталось сильное удивление. Дело в том, что мои предки родом из деревни Варзи, входившую в состав Байлярской волости. И оказывается это башкирская деревня. В этой статье я хочу показать на примере нескольких деревень, что уважаемый А. З. Асфандияров или просто ошибся или осознанно «подогнал» факты под нужную трактовку истории.

Чтобы не быть голословным я приведу конкретные исторические документы, ясно указывающие на то, что по крайней мере несколько деревень, которые Асфандияров называет башкирскими-никогда таковыми не являлись. Спокон веков это татарские деревни, основанные в конце 16 — начале 17 веков. Более того — есть факты, указывающие на то, что и раньше эти земли (Агрызский, Менделеевский, Мензелинский районы сегодня) исконно татарские земли. Раз по нескольким деревням Асфандияров ошибся, то и по другим деревням как минимум возникают сомнения.

Основным доводом Асфандиярова является упоминание в ревизских сказках «башкир». И значит деревня — башкирская.

На конкретном примере я покажу, что это просто сословие, а не национальная принадлежность. В «башкиры» переходили многие татарские жители, о чем давно известно. И достачно просто по ревизским сказкам проследить рода этих «башкир».

Моим аргументом будут документы по нескольким деревням — Варзи, Рысево, Салауш, Кичкетан, Янмурзино, Уразаево. Из всех них только Салауш может претендовать на башкирский след и то — исходя из документов и ревизских сказок в ней жили и живут татары.

Начнем с деревни Варзи.

«В опубликованных источниках впервые упоминается д. Варза в Уфимском уезде (включавшем Исторический Башкортостан) за 1708 г. Считают, что она была основана в середине XVII в.» — пишет Асфандияров в своей книге. Дальше он отмечает — «в 1840 году 32 башкирами было засеяно…».

Исходя из документов дереавня Варзи была основана в 1598 году каринскими татарами.

— «поверенный от тептерей Сарапульского уезда Байлярской волости команды старшины Мусалима Ниязова деревни Варзей тептерь Бикей Саликов 20 маия 1812 года поданным в контору прошением прописывал: 1-е, что деревня их Варзя поселение возымела с издавних лет на жалованных по грамоте 7106 (1598) июня 8-го» (РГАДА. Ф.1306. Оп.2. Д.1699. Л.695-705). 

Следующая грамота была выдана в 1613 году — «13 марта 1702 года в приказной избе стольнику и воеводе Ефиму Панкратьевичу Зыбину служилый татарин Казанской дороги деревни Варзей Кадыш Ишмаметев положил крепости. С тех крепостей, справя с подлинными, взяты списки. Список с грамоты слово в слово. По указу великого Руссийского Московского государства и всей земли бояр диак Степан Дичков да Григорий Павлович Веревкин дали на ясак вятчекам каринским татарам Сарыку Хозесеитову да Хозянку Аземметеву да Билатачку Дюняшеву пустошь по Зюресской дороге за Вяткою рекою на Ише речке для того в нынешнем в 7121(1613) году февраля в 12 день били они челом великого Руссийского Московского государства и всей земли бояром. А сказали, приволоклись де они с Вятки с женами и с детьми и ныне де они кормятся в Казанском уезде по Зюресской дороге в чувашских деревнях, приискали де они по той же дороге за Вяткою рекою меж дворцовых сел Сарапула и Елабуги пустошь на Иш речке. А межа де той пустоши по Иш речке вверх с устья и до Салауш речки, а от Салауш реки вверх по Арзю (Варзи) речки, а от Арзи реки вверх по Усов речку. А ныне де та пустошь лежит впусте и не владеет ею никто. И что великого Руссийского Московского государства и всей земли бояря их татар пожаловали Сарычка с товарищи трех человек, велели б тое пустошь дать им на оброк и льготы им велели ж дати докамест они пашню распашут и дворы поставят, а место большое и заросль большая. А они де к себе на тое пустошь учнут призывать товарищей и будет так,как бьют ему Сарычка Хозесеитов с товарищи трем человеком. А та будет пустошь не государева ж дворцовых сел и не поместная и не монастырская,а на ясак не будет отдана никому. И, Сарычку, с товарищи трем человекам на той пустоши жить и дворы ставитьи пашню пахать и сена косить, и иными угодьи владеть, опричь бортных и ухожеев и бобровых, и льгота ему дано пять лет ж, а после льготы впервее им государев оброк заплатити против вотяков целые жеребей в 7126 (1618) году и в перед им потому ж платить еже год с товарищи ровно» (РГАДА. ф.1173, оп. 1, дело 1298, листы 5 — 6). Спустя 5 лет, в 1618 году в деревню переселяются сыновья Бажена Касимова — Васька да Сенька «с товарищи». При этом им дается ввозная грамота — «список с ввозной грамоты данный 11 августа 7126 года (1618) при царе Михаиле Федоровиче по челобитью вятских каринских татар Васьки да Сеньки Баженовых с товарищи, что они садятся де вновь в Уфимском уезде на пустошь за Камою рекою по Ижу речке вверх по Варзи речке и по челобитью их велено ту землю дарить уфимцу сыну боярскому Константину Голубцову и Голубцов книги дозору своего прислал на Уфу, а воевода Хлопов велел их дать с тех дозорных книг Ваське Баженову ввозную грамоту и по отводу Константина Голубцова дано им земли двенадцать десятин, да им же для выпуску пашенные земли восемь десятин, а межа тое земли:от вятского татарина от Сарычева межи промеж ими от речки Варзи сажень с десять и больше стоит дуб да вяз из одного корени, а на вязу грань, а с того дуба и вяза прямо на увал на одинокую березу, а с тое березы прямо в дубраву на одинокий дуб, а на нем грань, а с того дуба прямо на одинокий же дуб, а на дубу грань, а с того дуба прямо на одинокую на кудреватую березу, а на березе грань, а с тое березы прямо на речку на Мушиковку, а с тое речки прямо к усаду, а под усадом прямо по речке по Ижу луга, сенные покосы. Ваське Баженову с товарищи из платежа ясака велено этою землею владеть опричь бортных ухожев и бобровых гонов и рыбных ловель» (Нац. архив РТ — ф. 986, оп. 1, д. 489, л. 40 — 41).

Как видим — никаких следов «башкир» в образовании деревни нет. Более того, эти земли «лежали впусте и не владел ими никто». Деревня поселилась на правом берегу реки Иж в месте впадения речки Варзи. Несколько лет спустя выше по течению реки Варзи стали заселяться удмурты рода Омга. Они основали несколько деревень — Варзибаш, Средняя Варзи — Омга, Варзи — Омга. В 1629 году вотяк (удмурт) деревни Варзи — Омга Бачкей Шудеков основал деревню Кескутон (козье ухо с удмуртского). По преданию в тех местах водилось много диких коз.

— «в прошлом де в 7137 году (1629) по указу великого государя и по даче и по памяти боярина князя Алексея Юрьевича Ситцова с товарищи дано в Казанском уезде по Арской дороге за Вяткою рекою черной лес дубник и ельник и сосняк промежду двумя речками Варзями Казанского уезду вотякам Бачкейку Шудекову с товарищи из оброку» (РГАДА — ф. 1173, оп. 1, д. 642, л. 67).

В 1667 году всю деревню с «дворами» у удмуртов выкупили каринские татары Тютька Байрашев с товарищи. Деревня стала называться на татарский лад — Кичкетан. И опять никаких «башкир» мы здесь не видим!

Кичкетан находится также на правом берегу реки Иж выше по течению деревни Варзи. Спустя несколько лет между жителями Варзи и Кичкетан в 1670 годах возник спор за смежные земли. В результате этого спора выяснилось, что эти земли -…» — «того же уезду деревни Кучуковы татаровя 11 человек сказали. На той земле, где поселился прешед с товарищи Тютючка Байрашев, а та де вотчина исстари татарская Казанского уезду Чигира Аккозякова, а не воцкая, и после того де Чигира поселились на той земле каринские татаровя Танатарко Кибекеев с товарищи. Розчищали и распахивали он, Танатарко, с товарищи тому тридцать пять лет, и после де того отдали тое землю те вотяки Тютючке с товарищи из ясаку, а поселился де он на той земле он, Тютючка стоварищи тому четвертый год» (РГАДА — ф. 1173, оп. 1, д. 642, л. 7). Тоже самое сказали жители других деревень: «того же уезду деревни Аккузины 2 человека татаровей сказали, где ж поселился Тютючка Байрашев и та де вотчина изстари Казанского уезду татаровей Чигиркова отца (РГАДА — ф.1173, оп. 1, д. 642, л. 8)…»

То есть спокон веков на этих землях жили татары, а не удмурты. О башкирах и речи нет вовсе.

Причем эти земли спокон татарские еще со времен -.. «Тое ж деревни Кучюковы татара Немечко Баимов сын да Токайка да Тлейко Актуганов в сыску сказали по вере да по шерти вправду, где поселился Тютючка Байрашев с товарищи, та де вотчина исстари Казанского уезду татарская Чигирка Козякова и отца его, тому де есть лет ста за полтора. А как Чигирко с того места выехал и землю оставил после него поселились каринские татара Танатарко Кибикеев с товарищи и росчищали де тою землю и пахали тому тридцать лет и больше. А после де того поселился на том месте Тютючка Байряшев с товарищи по даче вотяков из ясаку. Казанского уезду деревни Аккузины татара Токмеско да Досайко Тойчины дети в сыску сказали по своей вере и по шерти вправду, где поселился Тютючка Байрашев с товарищи,та де вотчина исстари Казанского уезду татарина Чигиркова, а отцу де имя его не упомню..», Казанского ханства,так как это было еще 100-150 лет назад! Более того, потомки Чигира Аккозякова съехали не так уж и далеко — в деревню Кучуково-..» — «деревни Кучюковы староста чуваша Иштерек Байбулатов сказал по своей вере и по шерти, о которой де земле бьет челом каринский татарин Танатарко Кибекеев с товарищи, та де земля и вотчина прадеда моего Чигира. А после прадеда де его взял вотяк тое землю и вотчину с ясаком Бачкейка Шудеков. А он де, Бачкейка, отдал тое розчистную землю каринскому татарину Тютючке Байряшеву с товарищи, а тому де ныне пятой год…».

Здесь нужно отметить, что татарин Иштеряк Байбулатов назван «чуваш», что опять-таки не говорит о национальной принадлежности к чувашскому этносу, так как в документах его потомки названы ясачными татарами, да и предок его Чигир — татарин. Вероятно термин «чуваш» означал сословие, а не этнос. И опять здесь нет ни слова о башкирах. В дальнейшем приток каринских татар продолжался. В 1649 году была основана деревня Рысова. Она находилась на левом берегу реки Иж ниже по течению деревни Салауш. Рысова основана каринскими татарами – вероятно — Рыско Турачеевым, известным по документам. И здесь возник ожесточенный спор с жителями деревни Салауш, продолжавшийся несколько сотен лет. Среди байлярских родов башкир отмечен род Салауш, откуда сделан вывод, что в деревне проживали башкиры. Так ли это? Еще в 1635 году «Васька Агеев «с товарищи бил на Уфу стольнику и воеводе Федору Яковлевичу Милославскому за прописью дьячка Перфирева. А в грамоте написано, били челом государю и царю великому князю Алексею Михайловичу всея Руси Уфимского уезду каринские бобыли Васька Агеев на башкирцев Уфимского уезду деревни Салауш на ясашных бобылей на Булатка да на Бекбулатка Кунаковых да на Сабайка Семенова с Братьею и с товарищи.А сказали: в прошлом де 143 (1635) году по государеву указу дано де им в Уфимском уезде на речке на Варзе с Уфимскими ж с ясашными татары, с каринскими татары бобыли с Ваською Баженовым да с Сююшком (видимо, с Сенькой Баженовым — примечание автора) с товарищи за Камою рекою с Усть Лодейки переволоку, куды суды волочат с Камы на Иж реку, на нижней стороне пашенная земля и сенные покосы на селидьбу. И с оброку де с тое земли и с сенных покосов положено на них на год по две куницы с человека и они де на земле поселились и жеребьями своими де владеют против своей грани ясашных бобылей ровно и оброку с тоей земли и сенных покосов в государеву казну платят по вся годы. И ныне де в ту их пашенную землю и в сенные покосы вступаюца те бобыли Акбулатко да Бекбулатко Кунаковы да Сабайко Семенов с Братьею и с товарищи… им тесноту и обиду и насильством и убытки и животиною де своею на пашне их хлеб травят и сено топочат их и де бьют и грабят и угрожают всяким… И они де от их насильства и от их обид вконец погибли и государь бы де его, Ваську с товарищи, пожаловал бы велел бы де их от насильства от налогы оберегал…государеву цареву Великого князя Алексея Михайловича Всея Руси указу и по грамоте стольник и воевода Федор Яковлевич Милославский велел от салагушских башкирцев и от ясашных бобылей от Булатка да от Бекбулатка Кунаковых да от Сабайка Семенова с братьею и с товарищи ото всякие налоги и от насильства и обид и от напрасные продажи и ото всяких сторонних людей оберегательные с суда и бы сыску напрасных продаж и убытков и никому в тоей их пашенных землях и в сенные покосы в ту без государеву указу их … своею животною и сено топочить их каринских башкирцев ясашных бобылей Васьки Агеева с товарищи Уфимского уезду Салагуш деревни башкирцам и бобылей Булатку да Бекбулатку да Сабайку с братьею и с товарищи бить и грабить людей,напрасных продаж и убытков ни от кого Ваське с товарищи не было и во всяких обидах напрасных продажах кому дело будет велел бить челом государь (РГАДА — ф. 1173, оп. 1, д. 271, листы 1 — 3). Как видно, каринские татары, основавшие деревню Варзи вступили в спор с башкирцами деревни Салауш. Но башкиры ли они этнически? Сабай Семенов, названный башкирцем — это каринский татарин. Его сын — Байк Сабанаев позже жил в деревне Варзи и назван ясачным каринским татарином. Такая же ситуация например была в той же деревне Варзи в 1834 году — каринские татары Девлетьяровы в переписи указаны башкирцами. Хотя понятно, что они не башкиры, и здесь именно указывается сословие, а не этнос. Раньше речка Салауш называлась Юграш. То есть к роду салауш название вероятно отношения не имеет.

В 1649 году за земли спорил житель Салауша башкирец Тойгильда Чермышев. В ландратской переписи 1716 — 1717 годов указаны ясачные татары Байгильда и Айгильда Тойгильдины. В грамоте 1632 года указан башкирец деревни Байляр Чермыш Сююндюков. В ней он говорит, что земли эти (в месте впадения речки Салауш в Иж) еще были за отцом его. И опять же мы видим, что исходя из ландратской переписи его внуки указаны татарами, будь они башкирами, их бы не переписали вообще. То есть и Чермыш Сююндюков и его сын Тойгильда — татары, а не башкиры и башкирцами названы по сословной принадлежности и земли по левую сторону Ижа — так же спокон веков — татарские. Соседние деревни — Уразаево и Янмурзино так же татарские — они основаны каринскими татарами. И вновь по ревизским сказкам 19 века мы видим ту — же ситуацию — часть жителей переписана как башкирцы, хотя они принадлежат к родам каринских татар.

Если мы взглянем на другие деревни Агрызского и Менделеевского районов то увидим ту же ситуацию-названные в книге Асфандиярова башкирскими, к башкирам на самом деле никакого отношения не имеют. Достаточно посмотреть на документы 17 века, чтобы убедиться в этом. И так же практически в каждой деревне можно увидеть аналогичную ситуацию — часть жителей переписаны башкирами, но предки их по документам — татары. То есть термин «башкиры» здесь не этнос а сословие. Для примера могу привести документ из «Материалов по истории Башкирской АССР», том 3, страница 441. В ней говорится о том, что в 1746 году башкир деревни Салауш Мансур Касимов с товарищи дали в оброк землю каракулинским крестьянам. Но Касимовы, как и Девлетьяровы — это известный древний татарский род из каринских татар, о чем самому Мансуру Касимову без всякого сомнения было известно. Родословная Касимовых известна с 15 века. Более того, один из Касимовых из деревни Салауш в 19 веке назван князем (известно, что потомки каринских татар подавали челобитные на возвращение дворянства и некоторым Касимовым все же удалось добиться желаемого). Часть Касимовых по ревизиям 19 века — тептяри, а часть — башкиры. И опять же понятно, что речь идет об сословной, а не этнической принадлежности. Таким образом можно сделать твердый вывод — земли и населенные пункты нынешних Агрызского, Менделеевского, Мензелинского районов никогда не были башкирскими и к башкирам как к нации отношения не имели и не имеют. Спокон веков эти земли татарские, о чем уверенно говорят исторические источники и в древних населенных пунктах жили и живут этнические татары. Башкирами же в этих деревнях называли татар, принадлежащих к сословию «башкиры».

Казань, 2012