Духовные лица мечетей деревни Петряксы конца XIX — начала XX веков

Шигабетдинов Р.Ш.

В архиве ЦГИА РБ была найдена Ведомость о числе приходов и духовных лиц деревни Петряксы Курмышского уезда Симбирской губернии (далее ВДЛ). Из неё следует, что в Петряксах действовало 7 мечетей. Ведомость также содержит данные о дате постройки мечети, месте, о том является ли мечеть соборной или пятивременной, о числе прихожан обоих полов, а также сведения о духовных лицах (имена, фамилии, возраст и т.д.).
В данном материале я бы хотел разобрать и сравнить данные из ВДЛ и из ведомости метрической книги (далее ведомость МК) деревни Петряксы за 1916 год*.

Первая соборная мечеть была построена, но скорее всего, перестроена в 1911 году и насчитывала 477 прихожан мужчин и 466 женщин. Духовными лицами при ней в разное время были:
1. Бадретдин Сабиров (1860-25.08.1919) – имам-зямил**, хатыб и муаллим, назначен приказом 1497 от 12.06.1884 года. Практически полное совпадение с метрической книгой. Основное различие в том, что в ВДЛ указана фамилия Сабиров, а в ведомости МК указано Сабир улы (сын Сабира).
2. Мухамед Накиб Садретдинов (1888- ???) – второй мулла, есть расхождение в имени в МК за 1916 год указан Накиб Садретдин улы без Мухамед, а также в годах утверждения на должность. По ВДЛ — 12.06.1916, по ведомости МК – 14.06.1914 приказ 524 (в номере приказа, возможно, отсутствует первая цифра).
3. Садретдин Габдулгалямов 52 года*** – имам-зямил, хатыб и муаллим, назначен приказом 26 от 03.08.1879 года. В ВДЛ указано, что отказался от должности см. д. 458/915. Полагаю, что 915 это всё же год – 1915.
4. Габдулбер Бадретдинов, 30 лет*** – имам-хатыб, мударрис. Далее в деле следует запись, смысла которой я не разобрал: «26/13 фев. 1918 г. Указ 1628, дело 412/918 г. 1 ст.». Что за 26/13 и что за 1 ст., мне непонятно.

Вторая соборная мечеть была построена в 1887 году, насчитывала в числе прихожан 621 мужчину и 555 женщин. Духовными лица являлись:
1.Гиязетдин ??? (не смог разобрать записанного в ВДЛ) по ведомости МК – Гиязетдин Алимов (05.12.1878 — ???) утверждён имамом по испытанию, имам-хатыбом и муаллимом утв., далее неразборчиво, Симбирским Губернским правлением от 31 августа 1902 года указом 3333. В ведомости МК его имя записано следующим образом — Гиязиддин ибн мулла Закир Алимов.
2. Тажетдин Закиров Алимов (01.01.1881 — ???) – имам, утверждён 15 июля 1908 года указаом 2776. Тут есть расхождение по датам между ВДЛ и ведомостью МК. Так в ведомости МК указ имеет номер 2777 и дату – 20 июля 1908 года. В ней же записан под именем Таджиддин ибн мулла Закир Алимов.
Полагаю, что эти два человека были братьями.
3. Мухамедсабир Мухамедгалимов Ибрагимов, 52 года*** – имам-зямил, муаллим, назначен 31 ??? 1872 года указом 2727.
4. Мухамедзакир Мухамедгалимов Ибрагимов, 47 лет*** – имам-зямил, муаллим. Указ 1374 от 14 июня 1876 года.

Третья соборная мечеть была построена в 1876 году, прихожан мужчин насчитывала 549 человек, женщин – 530. Духовными лица в ней были:
1. Гатаулла Якупов Каримов (1861 – 1918) – имам-хатыб, мударрис. Указ 2002 от 19.08.1886. В ведомости МК записан под именем Атаулла бин Якуб Карим.
2. Лутфулла Якупов Каримов (1864 — ???) – имам-хатыб, муаллим. Указ 3233 от 20.11.1889. В ведомости МК записан под именем Лутфулла бин Якуб Карим.
По всей видимости, это тоже братья и судя по ведомости МК, наставником обоих был мулла Фахретдин Хазрат из деревни Нурлат Бирского уезда.

Четвёртая соборная мечеть построена в 1900 году, в числе прихожан насчитывала 656 мужчин и 395 женщин. Духовными лицами являлись:
1. Габдулганий Хафизов (1866 – 23.02.1919) – имам, муаллим. Указ 317 от 28.10.1893. В ведомости МК записан под именем Абдулгани бин Хафиз.
2. Хамидулла Фаткуллин Альмушев (1856 – 1929) – имам. Утверждён 5 декабря 1894 года. А вот в ведомости МК указано следуещее: имам-хатыб, мударрис указ 6010 от 05.12.1894. Хамидулла бин Фатхулла Альмушев.

Пятая соборная мечеть построена в 1899 году, число прихожан не указано.
Имам-хатыбом и муаллимом в ней был Арифулла Низаметдинов (предположительно 1871 — ???), утверждён указом 3479 от 11.12.1900. В ведомости МК записан под именем Арифулла мулла Низамиддин улы

Шестая соборная мечеть построена в 1901 году. Из прихожан указаны только мужчины – 200 человек. Духовными лицами являлись:
1. Мустафа Низаметдинов – имам. В ВДЛ есть дата утверждения в должность 26.04.1923, а также номер дела.
2. Бедретдин Саберов – имам, утверждён Симбирским губернским правлением от 05.09.1907 указ 3530.
3. Якуб Хамитов – муэдзин, утверждён указом 1568 от 05.03.1911. В ведомости МК записан под именем  Якуб Хамид улы Урманов.
Тут есть одна странность – отсутствие в ВДЛ одного духовного лица – Билалетдина Мухамадсабирова Мухамадалимова имам-хатыба и муаллима, назначенного указом 3532 в сентябре 1907 года. Я предполагаю, что это сын имама и муаллима второй соборной мечети Мухамадсабира Мухамадалимова Ибрагимова.

Седьмая соборная мечеть построена в 1910 году. Количество прихожан не указано. Духовными лицами проходили:
1. Мухамад Вафа Сабиров (07.01.1885 — ???) – хатыб, утверждён Симбирским Губернским правлением от 02.08.1912, указом 5309. Здесь данные расходятся с ведомостью МК, там номер указа 5311 от 25 августа. В ведомости МК записан под именем Мухаммадвафа ибн мулла Сабир
2. Мухамад Шакир Абдурахимов (17.02.1859 — ???) – муэдзин, утверждён Симбирским Губернским правлением от 27.09.1912, указом 64?9. И снова расхождение в датах. В ведомости МК – указ 6439 от 10.10.1912, в ней же записан под именем Мухаммадшакир Абдурахим улы.

Разбирая и сравнивая ВДЛ и Ведомость МК за 1916 год, обнаружились две особенности.
Во-первых, это фамилии, являющиеся отчествами, что может внести путаницу при более детальном рассмотрении, к примеру, биографий данных людей. Во-вторых, появление согласной «Г» в  начале имен и фамилий, Галимов вместо Алимов, Гатаулла вместо Атаулла…

 DSC08190

Примечания:
* — поздние метрические книги содержали в себе ведомость о духовных лицах в конкретно взятой мечети.
** — второй имам.
*** — в ВДЛ был указан только возраст, никаких дат найти не удалось.

При копировании статьи, ссылка на источник обязательна.