Таврическое магометанское духовное правление

Таврическое магометанское духовное правление

А. Хабутдинов
доктор исторических наук,
профессор Казанского филиала Российской академии правосудия (Казань),
член редакционного совета ИД «Медина»

История Ислама на территории Крыма имеет многовековую историю. Уже на протяжении VIII—ХII вв. происходило проникновение исламского вероучения на территорию Крыма через мусульманских купцов и миссионеров — суфиев из Средней Азии, Ирака и Малой Азии. Процесс исламизации народов Крыма принял более действенные формы в ХIII в. В 1221–1222 гг. войска сельджукского правителя Румского султаната Ала-ад-дина Кей-Кубада заняли Судак и создали здесь один из первых на территории полуострова мусульманский духовный центр.

Во времена Золотой Орды при Берке хане (правил в 1258–1266 гг.) началась активная исламизация Крымского улуса. Он построил в Крыму города Эски Сала и Эски Юрт (в предместье Бахчисарая), сохранившие многие мусульманские святыни. Вернувшись из победоносных походов в Среднюю Азию, Берке привел с собой и поселил в Крыму 1800 улемов, шейхов и святых отшельников. Таким образом, наметилось среднеазиатское направление распространения Ислама в Крыму. Другим мощным религиозным центром, оказывавшим влияние на Золотую Орду в целом и Крымский улус в частности, стал мамлюкский Египет. Читать дальше ИнформацияТаврическое магометанское духовное правление

Магометане. Составление шежере для новичков

Магометане. Составление шежере для новичков

Шежере – название родословной
у некоторых тюркских народов.

 Атнагулов Р.М.

В данной статье, простым и понятным для новичков языком, мы рассмотрим пример составления генеалогического древа, если ваши предки были магометанами.

Основными вспомогательными документами, которые можно найти в архивах, а также, в которых можно встретить упоминание о ваших предках, являются:

  • Метрические книги мечетей
  • Ревизские сказки

Магометанские метрические книги – это реестры гражданского состояния тюркского населения Российской империи, которые велись в мечетях с 1828 по 1918 годы (в отдельных мечетях до 1923 года). Записи в данных реестрах, делились на четыре части: о новорожденных, о бракосочетавшихся, о бракоразводах, об умерших. Читать дальше ИнформацияМагометане. Составление шежере для новичков

Новый год у монгольских и тюркских народов

Новый год у монгольских и тюркских народов

Е. Хамаганов

Современные потомки степных кочевников празднуют его наступление в разное время – по христианскому, мусульманскому и буддийскому календарям, в последнее время также обращаясь к древним традициям.

Как известно, празднование классического Нового года ведет свои традиции еще с римских времен, когда был введен так называемый юлианский календарь. В России Новый год 1 января стали отмечать с введения Петром I в 1700 году летоисчисления от Рождества Христова, до этого годы считали от сотворения мира. Буряты, монголы, калмыки, тувинцы празднуют Сагаалган (Цаган Сар), многие тюркские народы – Новруз-байрам. Читать дальше ИнформацияНовый год у монгольских и тюркских народов

Добрые традиции села Азеево

Добрые традиции села Азеево

Шамиль Бекбулатов
уроженец, патриот села Азеево

Точка на карте: село Азеево

Добрые традиции села Азеево

Главное – не забывать свои корни

В самом центре России, за тысячу километров от мусульманского мира, островком ислама стоит старинное татарское село Азеево. Основано  в XVI веке , в летописях впервые упоминается  в 1527 году. Согласно преданию оно возникло на том месте, где умерла и была похоронена девушка –татарка, которая  возвращалась со своим отцом из хаджа (паломничество в Мекку).

Моя бабушка, Айша Исматулловна Бекбулатова (1886 – 1982гг), часто рассказывала  о жизни  до революции . Отмечала, что  жили здесь  в основном татары. Было  несколько русских семей – Байковы, Бияковы  и другие.

Зажиточные татары  имели большие наделы земли. Разводили  скот, имели  мельницы, небольшие заводы по выработке льняного масла. До сего времени сохранились  их  двухэтажных  полуразвалившиеся каменные  дома. Читать дальше ИнформацияДобрые традиции села Азеево

Азеево

Азеево

Сафаров М.

Азеево (тат. Эже, Эзе) – татарское село в Ермишинском р-не Рязанской обл., в 3-4 км от р.Мокша на ее правом берегу. Пойма р.Мокша близ Азеево богата заливными лугами, что способствовало развитию в селе скотоводства (особенно разведения лошадей).

Село было основано служилыми татарами, по некоторым данным, в XVI в.

Согласно преданию, оно возникло на том месте, где умерла и была похоронена девушка-татарка, возвращавшаяся со своим отцом из хаджа. Т.о., название села связывают со словом «хаджи» (человек, совершивший паломничество в Мекку); позднее произошла трансформация этого понятия в «азы» — «эже» — «Азеево». Читать дальше ИнформацияАзеево

Создание Оренбургского магометанского духовного собрания

Создание Оренбургского магометанского духовного собрания

Рафик Мухаметшин. «История ислама в России»

22 сентября 1788 года российская императрица Екатерина II подписывает именной указ об учреждении Оренбургского Мухаммеданского духовного собрания (ОМДС) в Уфе, а 4 декабря 1789 года происходит торжественное открытие муфтията. Тем самым мусульманское население России обретает официально признанное религиозное руководство, со временем духовное управление превращается в авторитетный духовный центр, объединяющий вокруг себя разбросанных по территории всей империи российских мусульман. Именно с появлением духовного управления на территории России начинается массовое строительство мечетей, открываются медресе. Между тем ОМДС было государственным учреждением, финансировалось из бюджета и контролировало религиозную жизнь повсеместно.

Учреждая подчиненный государству официальный духовный орган мусульман, Екатерина II поставила задачу управления подвластными ей мусульманскими народами России через этот институт при помощи мусульманского духовенства. Сфера влияния Духовного собрания распространялась практически на всю территорию Российской империи, за исключением Крыма и Кавказа. Управление мусульман представляло собой трехступенчатую систему, состоящую из высшего, среднего и низшего звеньев. Читать дальше ИнформацияСоздание Оренбургского магометанского духовного собрания

История татар Астаны

История татар Астаны

Махмутов З.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Бисмиллах-иррахман-иррахим!

Ныне Астана, столица Казахстана, – один из быстро развивающихся мегаполисов мира. Поколения 1940-х и старше по привычке называют ее Акмуллой. Перефразируя Александра Пушкина, можно сказать: «Ак- мулла!.. Как много в этом звуке для сердца нашего слилось! Как много в нем отозвалось!» Непрерывно уходят рядовые творцы истории. Остаются книги, они позволяют нам окунуться в прошлое, понять, кто мы, зачем живем и куда идем. Безграничная любовь к детям, искреннее гостеприимство, религиозная толерантность – отличительные черты казахского народа. Казахи приняли на своей земле десятки тысяч татар. Тесные контакты, взаимное обогащение культур принесли пользу всем, ускорили развитие их общего дома – Казахстана. Казахи и татары, некогда единый могущественный тюркский этнос, расселившийся по просторам Евразии, всегда рассматривали друг друга частицами одной семьи, и межнациональные браки были нормой. Достаточно вспомнить: последняя царица Казанского ханства Сююмбика (1516–1557) была дочерью Юсуфа, бия Ногайской Орды; Жангир (1801–1845), хан Букеевской Орды, был женат на Фатиме, дочери оренбургского муфтия Мухамеджана Хусаинова (1756–1824); Зухра (1917 г. р.), супруга Динмухамеда Ахмедовича Кунаева (1912–1993), руководителя Казахстана с 1955 по 1986 г., была дочерью атбасарского предпринимателя Шарипа Ялымова; известнейшие до революции 1917 года акмолинские купцы Баймухамет Кощегулов – на Мадине Максютовой, Вали Хальфин – на Тауирбала Балкымбай кызы. Так и в нашей семье, Халима – одна из двух сестер отца – была замужем за Омаром; две из моих трех сестер – Ляля апа и Раиса сенелем были замужем за Хасеном Нуркеевым (1925–1986) и Сапарбеком Аймурзиным (1937–2011); двоюродная сестра Сара апа Яушева (1913–1994) – за Ахметжаном Базиковым (1913–1963). Читать дальше ИнформацияИстория татар Астаны

ДНК-генеалогия

ДНК-генеалогия

– Я тут подумал: если по мужской линии все люди братья и отличаются лишь принадлежностью к разным родам, то бишь гаплогруппам, то как там дела с женской линией? Я – мама – бабушка – прабабушка – … – Ева? Всё точно так же, как у мужчин?
– Ну, если в общих чертах, то да. Все женщины тоже относятся к разным женским родам, которые также восходят к одному предку – Митохондриальной Еве. И если мужские рода называются Y-гаплогруппами, то женские – мито-гаплогруппами. Правда, надо сказать, что наша Пра-мама жила раньше Адама.
– Как это раньше? А кто же были жёны Адама? Читать дальше ИнформацияДНК-генеалогия
САМОБЫТНЫЕ ИЗЮМИНКИ ТАТАРСКОЙ СВАДЬБЫ

САМОБЫТНЫЕ ИЗЮМИНКИ ТАТАРСКОЙ СВАДЬБЫ

Традиционное мусульманство создало множество самобытных и колоритных традиций. Татарская свадьба, ее оригинальный сценарий, является ярким зрелищным и неповторимым символичным торжеством с множеством ритуалов и обычаев. Конечно же, в современной действительности, когда многие народы не просто живут вместе, но кровно смешались, строгие традиции ослабели, многие — забылись, другие, подверглись изменению. Читать дальше ИнформацияСАМОБЫТНЫЕ ИЗЮМИНКИ ТАТАРСКОЙ СВАДЬБЫ

Новокрещенные татары села Дракино

Новокрещенные татары села Дракино

М.Р. Зибиров
Р.К. Зибиров

Отдельно надо сказать о семьях новокрещенных татар, проживавших в селе. Это были дракинцы, бывшие  некогда мусульманами, но по каким-либо причинам принявшие христианство. Старожилы говорят о существовании молебного места крещеных и кладбища за Талкой в районе нового моста, где якобы при строительстве колхозных построек выявляли останки людей. Сведения о первых крещеных татарах мы обнаружили в ревизской сказке 1762 года. Читать дальше ИнформацияНовокрещенные татары села Дракино