ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЕЛА БАСТАНОВО

ОЧЕРК

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ

СЕЛА БАСТАНОВО

Абдиев А.Ш., Девликамов А.А.

Недостаток достоверных исторических документов, которые позволили бы дать однозначный ответ на вопрос, когда и кем было основано село Бастаново,  заставляет обращаться к такому источнику, как народные предания и легенды. Как известно, легенды и предания это – народные сказания о том, что происходило в незапамятные времена. События, которые имели место в действительности, в легендах нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла, поэтому учёные, как правило, не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём они основаны на реальных событиях. В своем очерке мы сначала приведем некоторые собранные нами предания о селе Бастанове, а затем предложим наш краткий анализ и выводы.

ПРЕДАНИЕ ПЕРВОЕ: МЕСТА БИТВ С ТАТАРАМИ[1]

«Когда-то при Василии Темном из Золотой Орды переходили к нам татарские князьки и расселялись по нашей земле. Тогда один из таких татар, именем Темир, или Тамир, поселился на том месте, где теперь стоит село, в котором я родился. От этого татарского князя моя родина и получила название Темирево[2]. Однажды Темир рассердил чем-то рязанского князя, который и отправился на него с небольшим отрядом. Подходя к поместью Темира, рязанский князь со своим отрядом застрял в одном болоте, существующем и доселе. Здесь у него разболелись глаза. Не зная, что делать, он решился прибегнуть к помощи Божьей. Он обещал, что если выберется благополучно из темиревских болот и если вылечатся его глаза, и если он победит Темира, то он построит на месте хутора Темира церковь во имя святого Николая Чудотворца. Он действительно выздоровел и благополучно ушел из темиревских болот, смирившись с  Темиром. Но, все еще пылая местью к Темиру, он забыл про свое обещание.

Спустя год князь рязанский выбрал опять предлог и отправился с отрядом выгнать Темира из его владений. Каким-то случаем он пришел опять на прежнее болото и по-прежнему завяз в нем. В это время, как рассказывают, ему явился во сне святой Николай Чудотворец и сказал, что это за то его бог наказал, что он не исполнил своего обещания. Проснувшись, князь раскаялся и дал себе слово, как только прогонит Темира из его владений, построит обещанный храм. С трудом выбравшись из болот, он нанес поражение Темиру и прогнал его из Темирева. На этот раз рязанский князь исполнил свое обещание – построил храм. Храм этот существовал до пятидесятых годов девятнадцатого столетия. Болото, где явился святой Николай рязанскому князю, существует и доныне и называется Святое болото.

Но что же Темир? Оставался ли он в бездействии? Нет! Темир задумал в отсутствии рязанского князя уничтожить храм. Он отправился в Темирево один, без слуг, намереваясь поджечь его. Но он был пойман русскими людьми и убит. Татары нашли его в одном овраге, который называется Красулиным. Когда они узнали, какою смертью и за что он погиб, то оставили его без призора в этом овраге, а сами разошлись: одни на восток, где образовали село Озеево, другие на юг и тоже образовали село Бостаново. Оба эти села существуют и настоящее время. Татары – озеевские и бостановские – и теперь считают нечистым местом Красулин овраг, где погиб их князь Темир.».

Данное предание, безусловно, интересно для нас в силу целого ряда причин, ну, во-первых, в нем, по существу, утверждается, что Бастаново и Азеево основали татарские воины, скорее всего, одного (мы думаем, ногайского) племени. Ничего не меняет тот факт, что в своей книге мы утверждаем, что Бастаново основано мирзой Бустаном, а воины бывшего Темирова войска пришли в село, так как им было известно о существовании Бастанова, которое, как мы полагаем, вместе с Андреевым городком, находилось на передовом юго-восточном рубеже Русского государства.

Во-вторых, нам кажется маловероятным, чтобы татарский князь Темир мог «задумать в отсутствие рязанского князя уничтожить храм». Данные действия Темира, если они действительно имели место, могут свидетельствовать лишь о его безумии, ведь известно, что татарский хан Узбек, который, кстати, первые годы своего ханства провел в Мукше, утвердил непреложный закон: «… Кто осмелится издеваться над Православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню – тот подлежит смерти без различия: русский он или монгол. Да чувствует себя русское духовенство свободными слугами Бога …». Впрочем, и в самой легенде есть прямой намек на это: Когда его воины узнали, какой смертью и за что погиб Темир, то они оставили его (своего военачальника – (!) – прим. авторов) «без призора».

ПРЕДАНИЕ ВТОРОЕ: ИЗВЕСТИЯ, УСЛЫШАННЫЕ ОТ СТАРЫХ ЛЮДЕЙ[3]

«Как я слышал от стариков, жители Бастаново пришли из Астрахани, а жители Азеево – из Ургенча. Когда однажды не стало хана в Касимове, крымский хан Менгли-Гирей, вероятно, своего сына Девлет-хана или Девлет-Гирей хана назначил ханом в Касимов, но этот принц почему-то не полюбил Касимов и отправился в хадж в священную Мекку. Затем, возвращаясь оттуда, прямиком направился в Астрахань. Спустя время, получив такие известия, Менгли-Гирей хан направил  сыну вопрос: «По какой причине ты оставил Касимов?». Девлет-хан ответил: «Не по душе мне быть ханом в Касимове, знающих мусульман очень мало». Менгли-Гирей хан ему: «Тем не менее, нельзя Касимов оставлять. Если в Астрахани найдутся желающие переехать, то благодаря им и Касимов укрепится». По этому совету Девлет-хан взял с собой из Астрахани две тысячи семей, привез их, и это благоприятно сказалось на положении Касимовского ханства. Когда Девлет-хан умер, ему наследовал сын Дус (Дусмохаммад), но вследствии неких неблагоприятных событий он отказался от престола и с теми, кто из Астрахани с его отцом приехал, пришел в село Бастаново и образовал там имамат. Бастановские имамы дети Али по фамилии Девликамовы происходят от детей этого Девлет-хана. Они были Девлетхановы и позже стали Девликамовы. То есть Девликамовы – результат метаморфозы.  А на место вышеупомянутого Дусмохаммада в Касимов  пришла Фатима-хан (царица) из рода Шахкил, и затем до конечных дней ханства эта династия была в Касимове. И вот какие данные свидетельствует о правдивости  сообщений об этих событиях. Речь жителей Бастаново сходна с речью астраханских жителей. Как я знаю также, еще 40 лет назад здесь одевались, как астраханские татары одеваются, сейчас это меняется.

А что касается жителей Азеево, то о них есть такое предание. Ургенчский принц, видимо Абулгазиз,  не ужившись с отцом,  с двумя тысячами  войска сбежал в Россию. Тогда царствовавший в Москве Василий (Дмитриевич) принял их, дал земли там, где ныне село Азеево и указал почитать эти места отечеством. Но мусульман в этих местах было мало, больше было мордвы (мокши), и эти воины женились на мордовских девушках, которые с разрешения царя Василия ввиду предстоящего брака принимали ислам. Так образовались их семьи и так они осели здесь в качестве вассалов России.

И следующее недалеко от действительного.  Ибо облик жителей Азеево и речь сходны с обликом и речью узбеков Ургенча. Есть тут заимствования и из языка мокши. Например, лошадь называют «алаша». Фонему, которая в языке мокши звучит где-то между «з» и «дж», они употребляют с повышением (тона).  А у женщин встречались белые платья с красной каймой, какие носят женщины мокша.

Взаправду, в то же время Дуси-хан призвал к себе из немусульман, но авторитетных людей Крыма одного по имени Тимган, и он из Крыма до Бастаново или до Ханкермана (Касимова) тогда прорыл канал, называвшийся Чада (Чана). И сейчас есть эта канава (кто-то из падишахов запретил ее разрушать распашкой). Называется «Крымская дорога». Упомянутый Тимган достойно себя в этом деле показал, а его сын Чаныш со всей семьей переехал в Билбай. И ныне в Билбае есть дворяне Чанышевы. Здесь тоже есть Чанышевы, они князья, в христианской вере пребывают.

Возле Бастанова на юго-запад от упомянутой Цны реки сохранились остатки «Тимган» (село Темгенево – прим. авторов), но из-за тесноты жители переехали на другую сторону. Они дали поселению название Бастаново. А в Темгенево остались только христиане, сейчас поселение так и называется Тимган. Но их земли, которые выдаются (вперед), не сильно теснят то, что принадлежит Бастаново. Есть у них лес, называемый «Чаныш». Он и сейчас во владении жителей Бастаново.»

Это древнее предание, несмотря на некоторую аллегоричность,  во многом основано на реальных событиях, которые, как нам кажется, действительно имели место в начале XVI в. Нет ничего странного в том, что в этой легенде утверждается, что жители Бастанова и Азеева являются выходцами из разных мест. Мы считаем, что дело здесь в том, что в указанные населенные пункты поселялись люди в разные годы. Так, например, в Бастаново, после его основания мирзой Бустаном, поселились бывшие воины Темирова войска, а примерно в 1512 г. в село из Касимова пришло большое число семей, ранее пришедших из Астраханского ханства. О причинах, которые подтолкнули их на этот шаг мы пишем в своей книге. Та же часть легенды, в которой повествуется о строительстве канала из Крыма до Бастанова или до Касимова, безусловно, нуждается в уточнении и серьезных комментариях.

ПРЕДАНИЕ ТРЕТЬЕ: О БАСТАНОВЕ[4]

«Казанское ханство имело свой крайний опорный пункт между Казанью и Москвой. Город Касимов во главе с Касим-ханом на реке Оке,  маленькое ханство еще было в городе Темникове на реке Мокше (правильное название Тмянь), что означает тысячный гарнизон. Имелись поместья в городе Кадоме с Кадым-ханом во главе и в Кошибееве, с ханом Кошимбеком во главе. По реке Цне имелись наместники между селами Темгеневым и Ушаковым. Тысячный гарнизон (тмянь) стоял в Тархани, в ближайших деревнях к Тархани были тоже наместники. Последний, самый крайний пункт наместников по реке Цне было село Курша, что означает «встреча», где встречались наместники казанского ханства из разных мест. Из всего сказанного, нас более всего касается село Темгенево, там стоял гарнизон, имелась своя крепость, остатки которой сохранились. Остатки крепости бастановские татары называют «градище». Здесь были бои, но это гораздо позднее, т.е. при продвижении Ивана Грозного на Казань, с того периода началась некоторая вражда между татарами и пришельцами христианами в Темгенево, что по существу явилось поводом для татар, живущих в Темгенево  в 1560 году перекочевать на другой берег реки Цны, в глубь дремучего леса на красивую поляну с хорошей речушкой. Деревня в начале состояла из 18 дворов, назвали деревню  именем знатной любимицы деревни — девушки Гуль-бустан. Но есть еще другие предположения или легенды. Назвали своим именем то есть цветущая поляна – Бустан. Первые дома начали строить, где сейчас улица Девликамовых. Первыми на новое поселение приехали Девликамовы, Енилеевы, Клеблеевы, а Тынчеровы по-позже, вероятно в 1600-х годах, при царствовании Бориса Годунова. Тынчеров Мингельбай был назначен наместником царской властью. Его резиденция была на горе. Но с другой стороны, татарам, как мусульманам, жилось плохо, как при Иване IV, так и при Борисе Годунове, и позже не была отменена миссионерская политика, заставляли татар принимать христианскую веру. Из-за страха, из разных окружающих деревень в Бастаново собирались новые люди с новыми фамилиями, вроде Симашевы, Семенеевы, Барамыковы, Енгалычевы и др. Так сложилось село Бастаново, с годами разрослось, появились новые слободы. Сначала Исски аул, Джугарги(?) аул,  Жанги аул, Тубан аул с 18 дворами.»

 Данное предание, несмотря на некоторые достаточно спорные утверждения, в частности, о Касимове, как «опорном пункте» Казанского ханства в Московском государстве, является особенно ценным для нас, так как было написано Чекаевым Р.Х. еще в 1967 г. В нем, например, имеется весьма ценная информация о том, что первыми на новое место нахождения Бастанова приехали Девликамовы, Енилеевы, Клеблеевы, что, скорее всего, соответствует действительности, хотя, как мы думаем, она почерпнута из устных источников.  Вспомним помещенные в нашей книге так называемые «полевые данные» Исхакова Д.М., в которых этот автор пишет о «трех основателях Бастанова», но называет только Девликамовых, вероятно, можно считать, что теперь нам стали известны и два других первых поселенцев Бастанова. Интересно было узнать, что в 1600-х годах в Бастанове был и наместник – Тынчеров Мингельбай.

По поводу страха, который подталкивал татар из окружающих Бастаново деревень поселяться в нем, можно, видимо, сказать, что само по себе переселение в Бастаново вряд ли могло защитить от насильственной христианизации. Однако, очевидно, что находясь в мусульманской общине Бастанова, переселенцам было все-таки проще переносить ее негативные последствия, история показала, что они во многом оказались правы. Хотя, очевидно, что, кроме Бастанова, в Мещере были и другие крупные татарские села, в первую очередь, это, конечно, Азеево.

По нашему мнению, некоторым преувеличением является утверждение Чекаева Р.Х. о том, что наши земляки примерно в 1560 г. поселились в глубине дремучего леса. В своей книге мы ссылаемся на результаты археологических исследований советских, а затем и российских ученых,  в ходе которых было установлено, что рядом с современным с. Бастановым находится, так называемое «Бастановское городище», планировка которого соответствует средневековым родоплеменным центрам финно-угорских, тюркских и мордовских племен, которые могли проживать там, начиная с железного века VII в. до н.э. Кстати, напомним, что, как следует из материалов судебного дела, которое хранится в архивах Елатомского уездного суда, на месте Нового Амесьева находилась так называемая «Мордовская пустошь», так что вряд ли на новом месте нахождения Бастанова мог быть дремучий лес.

Еще раз повторим, что авторы очень признательны Чекаеву Р.Х. за его во многом пионерское произведение о Бастанове, его наличие укрепляет веру в то, что среди наших земляков еще найдутся те, которые и после нас не утратят интерес к популяризации истории Бастанова.

______________________________________

[1] Из книги «Тысяча лет русской истории в преданиях легендах, песнях» Составление С.Н. Азбелев М., Русская книга, 1999,  стр. 153 Легенда №53. На стр. 426 в комментариях дается ссылка на Соколову, Гришина стр.102 и пояснение, что в легенде речь идет о событиях после Куликовской победы: московский великий князь Василий Темный правил с 1425 по 1462 г.

[2] Село Темирево расположено в современном Пителинском районе Рязанской области

[3]  Гилязутдинов С.М. Татарские народные легенды и предания. Казань. Изд-во «Идеал-пресс». 2000. С. 197-198.

[4] Из неопубликованной книги Р.Х. Чикаева