Исследователи, построившие свои родословные по данным переписей, метрических книг и ревизских сказок иногда интересуются информацией о том, какие еще источники могут раскрыть подробности жизни предков. Не секрет, что переписи и метрики дают только сухие факты о рождениях, браках и смертях; не узнать подробности жизни того периода. В отношении магометанского населения уфимский архив позволяет раскрыть некоторые подробности — перечислю несколько типов документов:
1. Формулярные списки Башкирско-Мещерякского войска:
Башкирское и татарское население Оренбургской и соседних губерний являлось служилым и состояло на службе в Башкирско-Мещерякском войске (БМВ). Соответственно, как и на всех служилых людей Российской Империи, на казаков Войска составлялись формулярные (послужные) списки (далее ФС).
О БМВ, его истории, в Сети имеется множество дельных статей, здесь же мы рассмотрим генеалогический аспект. Т.е., каким образом документы БМВ могут быть использованы в генеалогическом поиске, что они из себя представляют, и каким образом можно организовать их поиск.
Особо значимым данный источник окажется для тех исследователей, кто выявил среди своих предков не только рядовых казаков, а войсковую старшину — урядников, старшин и прочих чиновников
2. Дела с жалобами прихожан на духовенство:
До сих пор подобные дела несправедливо недооценены как генеалогами так и краеведами и, на мой взгляд, являются одним из самых занимательных типов дел архива Магометанского Духовного Собрания. По существу, данные дела – суть – доносы и по этой причине обычно не являются формальными бюрократическими документами, такими как дела о назначении мулл, выдаче метрических свидетельств и прочим массивом материалов.
Доносы часто написаны от всей души, со многими подробностями о жизни жалобщика, обвиняемого лица и деревни в целом. И, так как всякий имярек безобразничает по своему, то и данные дела в целом сложно описать или систематизировать. По этому просто приведу краткий пересказ совершенно типичного такого документа:
Дело о безответном отношении к службе муазина Сунчалеева М. из д. Старого Мостяка 1893 г.
Дело инициировано жалобой группы прихожан 1-й мечети на своего муэдзина. Перечислены все имена и фамилии жалобщиков – всего 41 человек. В своей жалобе прихожане пишут о том, что означенный азанча, в силу преклонного возраста, обязанностей своих толком исполнять не может, часто отсутствует в мечети, а если кто делает ему замечания, то «того всячески ругает».
«Окромя того, в марте месяце сего года, он же Сунчалеев, прервав от молитв за здравие Государя Императора, имама нашего прихода Сабиржана Нурмухаметова затеял разговор говоря, что по случаю не имения Нурмухаметовым зрения, нужно выбрать на его место другого. Причем он в мечети взял за шиворот из числа них, просителей, Абдрахмана Нурмухаметова и изодрал на нем рубашку. Во всем этом могут подтвердить <далее список имен>.»
Далее перечисляется, что был этот Сунчалеев в таком-то году в годовой отлучке, а в таком-то сидел в тюремном замке за мошенничество и еще целый список прегрешений.
В конце прихожане просят провести расследование и предать Сунчалеева уголовной ответственности.
Как видим – весьма красочные подробности – где еще о таком прочтешь.
Но, на этом дело не закончилось – в ответных показаниях Сунчалеев сообщает, что это заговор Нурмухаметвых за то, что он де Сунчалеев предложил переизбрать имама в силу его полной слепоты, а имам и его брат называли его нехорошими словами, со злости порвали на себе рубаху и т.п. утверждения.
Заключительным документом в деле является протокол рассмотрения М.Д. Собрания дела по существу, в котором все подробно разбирается и выносится решение. Конкретно в данном случае решение заключалось в том, что М.Д. Собрание не нашло оснований для привлечения Сунчалеева к ответственности и призвало всех жить в мире и согласии как того требует их высокий духовный сан.
В заключении можно отметить, что большая часть подобных дел содержит аналогичные животрепещущие истории иногда смахивающие на детективы.
Подобные дела есть по многим селениям и часто в не малом количестве
3. Дела в покраже невест или отказе в выдаче ранее сосватанной невесты:
подробного разбора подобного типа дел я пока не написал, однако имел возможность изучить несколько тиках дел и кратко перескажу из суть:
Хозяин семьи пообещал желающему обзавестись молодой женой гражданину свою дочь в невесты, взял часть калыма, но потом, по каким то причинам передумал (отдал ее другому например предложившему больший калым), а с первым соискателем, по его мнению обошелся не справедливо, калым скажем не вернул. Естественно несостоявшийся жених обиделся и затеял по этому поводу тяжбу. Отец невесты тоже в долгу не остался в ответ понаписав много всякого про неудавшегося жениха.
В общем, такие дела могут содержать массу интересного. Привлечены свидетели, у них взяты показания и т.д. Осложняется все тем, что в описях дела обозначены очень сухо, например:
Дело по жалобе Айдарова из д.Старой Аллагуловой на незаконное обвенчание ахуном его невесты 12 октября 1847 27 марта 1850
как звали невесту не понятно и в целом не ясно в чем суть истории — т.е. подобные дела — всегда лотерея
при анализе подобных дел всегда нужно помнить, что указанная в названии дела фамилия в большинстве случаем вовсе не фамилия жалобщика (или невесты), а его/ее отчество т.к. фамилий у магометан в 19 века чаще не было
вот еще примеры:
Дело по жалобе Буранбаева С. из д. Салиховой на неотдачу ему невесты отцом 3 февраля 1847 27 января 1848
Дело по жалобе Абдулмязитова Ш. из д. Сапеевки на выход замуж за другого засватанной им невесты 23 февраля 7 июня 1867
Дело по просьбе Кашкорсксго Серта Календира Шефыхилова проживающего в г.Петропавловке Табольской губ. об уклонении от совместной жизни невесты его дер.Мавлютовой Гамадеевой. 11 и 27 июня 1896
если вам будет интересно узнать о наличии дел по конкретному селению — обращайтесь: 📩 [email protected]